Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Содержание

Государственная собственность на землю в 2019 году: не разграниченная собственность, порядок и проблемы разграничения | Земельный эксперт

Разграничение государственной собственности на землю регулируется

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Виды государственной собственности

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Читайте также  Формы собственности юридических лиц в РФ

Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001. В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу закона № 53-ФЗ. Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю

Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?

Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.

В РФ действует ГКН, который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.

ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Что такое разграничение государственной собственности на землю — Недвижимое имущество — юридический ликбез

На всех этапах проведения земельной реформы важнейшее внимание уделялось (и продолжает уделяться) вопросам установления прав собственности на земельные участки, для урегулирования которых был принят ряд специальных законодательных актов и правительственных постановлений. Суть принятых документов сводилась к определению порядка разграничения неприватизированных земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

При определении принадлежности земель к тому или иному виду учитываются характеристики территорий, их назначение, экономическая целесообразность разграничения. Возникновение права собственности на участки у РФ и ее субъектов, а также у муниципальных образований организовывается в момент государственной регистрации права собственности на конкретные земли.

По сути, все перечисленные категории земель принадлежат государству, разница между ними заключается лишь в том, что управление территориями осуществляется различными государственными органами и структурами.

Подобное разграничение обеспечивает распределение земель таким образом, чтобы каждый уровень власти эффективно выполнял закрепленные за ним полномочия, в том числе, распоряжался закрепленными участками, устанавливал уровень арендной платы за использование земель и выполнял другие юридические действия.

При этом запрещено передавать в частную собственность земли, на которых расположены объекты культурно-исторического наследия, земли заповедников, ботанических садов, национальных парков, а также приграничных и некоторых других зон.

Читайте также  Минимальная доля собственности в квартире

Земельные участки федеральной собственности

Основным видом земель являются земли федеральной собственности.

К данной категории относятся следующие территории:

  • участки, признанные таковыми согласно принятым законам;
  • участки, право собственности на которые было определено при разграничении государственной собственности на земли;
  • участки, приобретенные на основаниях действующего законодательства.

К федеральной собственности безоговорочно относятся земли особо охраняемых территорий федерального значения, лесного фонда, земли водного фонда, на которых расположены объекты федерального значения, земли сельскохозяйственного назначения, а также территории, используемые для нужд обороны и безопасности, и другие. Кроме того, к федеральной собственности могут относиться земельные участки, которые не были переданы частным лицам или организациям до разграничения государственной собственности на землю. Также для федеральных нужд при необходимости могут быть изъяты другие земельные участки.

Управление землями, находящимися в федеральной собственности, осуществляется уполномоченными органами государственной власти.

До соответствующего разграничения распоряжаться такими участками могут местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся следующие земельные участки:

  • территории, на которых расположены здания и сооружения, находящиеся в собственности субъектов РФ;
  • территории, которые были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ, а также государственным, казенным предприятиям, некоммерческим организациям, образованным органами власти субъектов РФ;
  • территории, на которых расположено приватизированное имущество, до приватизации находившееся в собственности субъектов РФ;
  • другие территории, предусмотренные законодательными актами.

Кроме того, к собственности субъектов РФ могут принадлежать земли, отнесенные к особо охраняемым территориям регионального значения, земли лесного фонда, территории фонда распределения земель. Также к ним могут относиться земли водного фонда, на которых расположены водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ.

Управление землями, находящимися в собственности субъектов РФ, как и в случае с землями федеральной собственности, осуществляется уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.

Земельные участки муниципальной собственности

Муниципальная земельная собственность имеет более ограниченное назначение по сравнению с предыдущими видами.

К данному виду собственности могут относиться следующие земли:

  • территории, на которых расположены объекты муниципальной собственности (больницы, детские сады, местные администрации и т. д.);
  • территории, необходимые для осуществления обслуживания населения, находящегося в пределах определенного района (улицы, дороги, скверы, парки и т. д.).

Кроме того, в муниципальную собственность часто передаются территории, на которых расположены объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения.

Как правило, в муниципальной собственности находятся территории, расположенные в пределах городов, сел, поселков, а также за их чертой.

В муниципальную собственность могут приниматься бесхозные участки, от которых отказались их собственники. Основным назначением данных земель является удовлетворение потребностей местного населения – выполнение благоустройства, обслуживание жилого фонда.

Управление такими землями осуществляется местными органами власти на основании действующих законов, утвержденных нормативно-правовых актов, территориального планирования и зонирования земель.

При этом обязательно учитывается целевое назначение участков согласно градостроительной документации.

Источник: http://nedvigist.ru/zemli/razgranichenie-gossobstvennosti-na-zemlyu.html

Основные моменты процедуры разграничения государственной собственности на землю в России

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

Читайте также  Образец заполнения заявления на прописку от собственника

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.
  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти – федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/procedura-razgranicheniya-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юрист Владислав Анохин